English

Развитие программы летнего полевого практикума по байкаловедению

Цели Проекта

  1. Внедрение практических форм и методов работы, обучение алгоритмам научно-исследовательской работы.
  2. Развитие и укрепление экологической составляющей национально-регионального компонента учебного плана в образовательных учреждениях Байкальского региона.
  3. Формирование творческой личности с гражданской позицией, природоохранной и природосберегающей культурой.

Задачи

  • обучение школьников практической и экспериментальной работе с природными объектами;
  • адаптация современных методов описания и исследования объектов природы и экосистем применительно к практике экологического образования и байкаловедения;
  • активизация саморазвития и самообразования детей через вовлечение в практическую учебную и исследовательскую деятельность;
  • использование «натуралистических» методов в преподавании.

Соруководители:

М. В. Круглова, Е. Н. Кузеванова

По вопросам участия в Программе летнего полевого практикума обращаться:

Тел. (3952) 51-20-82, Елена Николаевна Кузеванова,
Эл. почта: elena.kuzevanova@gmail.com

Мероприятия

Организация программы практикума на базе летнего экологического лагеря в пос. Листвянка в июле 2009 г.

Программа практикума

Раздел I. Курс «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней»

1. Байкал как феномен природы (2 часа)

  • компьютерный класс;
  • экскурсия на берег Байкала

2. История иследований Байкала (1 час)

  • компьютерный класс;
  • экспозиция музея.

3. Кто и как изучает Байкал (2 часа)

  • палеонтологические, геологические, биологические, химические, космические методы исследований;
  • компьютерный класс;
  • экспозиции музея;
  • выезд на научно-исследовательском судне для изучения методов отбора проб. Знакомство с полевыми методами и оборудованием для исследований.

4. Геологическое происхождение Байкала. Этапы формирования Байкальской котловины, изменения растительного и животного мира (3 часа)

  • компьютерный класс;
  • экспозиция Музея;
  • описание и анализ геологического обнажения;
  • построение геологической шкалы развития озера Байкал

5. Климат и погода на Байкале. Гидрологические, гидрофизические, метеорологические характеристики озера Байкал (2 часа)

  • компьютерный класс;
  • экспозиция Музея;
  • гидрометеорологические наблюдения на Байкале;
  • занятия с приборами на берегу озера и на площадке у метеостанции в истоке реки Ангары.
  • ведение гидрометеорологического дневника.

6. Вода Байкала и минеральные воды Прибайкалья (2 часа)

  • компьютерный класс;
  • экспозиция Музея;
  • cравнение вкусовых качеств различных вод Байкальского региона;
  • экскурсия на завод по бутылированию байкальской воды;
  • составление технологического цикла бутылирования воды.

Раздел II. Курс «Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал»

1.Особо охраняемые территории. Прибайкальский национальный парк. Байкало-Ленский заповедник. Особенности наземной растительности и животного мира. Мир птиц (2 часа)

  • Экскурсия в дендропарк и по экологической тропе.
  • Компьютерный класс.
  • Использование микроскопов.
  • Экскурсия на завод по бутылированию байкальской воды.

2. Влияние человека на озеро Байкал. (2 часа)

  • Компьютерный класс.
  • Работа с фотоматериалами и видеофильмами.
  • Дендропарк, берег озера Байкал- работа по определению влияния человека на берег озера и на водную среду.
  • различных задач по оценке влияния человека на природу Байкала.

3. Высшие водные растения на Байкале (2 часа)

  • экскурсия в дендропарк;
  • знакомство с высшими водными растениями притоков озера Байкал;
  • компьютерный класс;
  • работа с микроскопами и определителями растений;
  • зарисовки и фотографирование растений;
  • составление альбомов с описанием внешнего вида и морфологических приспособлений водорослей к условиям обитания.

4. Тайны жизни подводного мира Байкала. Мир водорослей. Крупные донные водоросли – макрофиты (2 часа)

  • Ознакомление с методами отбора проб крупных донных водорослей с берега Байкала и с научно-исследовательского судна.
  • Зарисовки и фотографирование растений.
  • Изучение строения водорослей с помощью микроскопов.
  • Работа с микроскопами и определителями растений.
  • Зарисовки и фотографирование растений.
  • Составление альбомов с описанием внешнего вида и морфологических приспособлений водорослей к условиям обитания.

5. Тайны жизни подводного мира Байкала. Мир водорослей. Планктонные водоросли. (2 часа)

  • Ознакомление с методами отбора проб крупных донных водорослей с берега Байкала и с научно-исследовательского судна.
  • Зарисовки и фотографирование растений.
  • Изучение строения водорослей с помощью микроскопов.
  • Работа с микроскопами и определителями растений.
  • Зарисовки и фотографирование растений.
  • Составление альбомов с описанием внешнего вида и морфологических приспособлений водорослей к условиям обитания.

6. Тайны жизни подводного мира Байкала. Мир водорослей. Планктонные водоросли (2 часа)

  • Ознакомление с методами отбора проб крупных донных водорослей с берега Байкала и с научно-исследовательского судна.
  • Работа с микроскопами, микроскопическая съемка живых объектов.
  • Фиксация проб и подготовка учебных препаратов.
  • Фиксация проб и подготовка учебных препаратов.

7. Рыбы Байкала (2 часа)

  • Живая экспозиция рыб в аквариумах.
  • Rомпьютерный класс.
  • Работа с микроскопами в компьютерном классе.
  • Фотографирование объектов под микроскопом.

8. Нерпа Байкала (2 часа)

  • Живая экспозиция нерп в аквариумах.
  • В компьютерном классе работа с фотоматериалами и видеофильмами.
  • Ознакомление с видами рыб, составляющих основной рацион нерпы.

ВСЕГО ЧАСОВ: 30

Сайт управляется системой uCoz